Зимний пленэр: не важно, что писать, важно — хорошо устроиться

Зимний пленэр — занятие весьма увлекательное, но особое внимание нужно уделить технической подготовке к работе. Рассмотрим несколько важных моментов, которые сохранят вас и вашу картину в зимнее время года.

Подготовка к пленэру

До того, как вы дислоцируетесь на местности, полный желания творить свой шедевр, нужно хорошенько подготовиться.

  • Составьте список всего необходимого — от художественных принадлежностей до запасной одежды. На зимний пленэр обычно нужно взять слишком много всего, чтобы держать это в голове.
  • Тепло и удобно оденьтесь

Подбирайте одежду намного теплее, чем по погоде. Пусть это будет не так красиво как на картинке из мультика Миядзаки, зато вам не придётся уходить с пленэра в самый разгар вдохновения и вы не проснетесь на утро с температурой и соплями. Одеваться лучше «многослойно», чтобы вы без труда могли при необходимости отрегулировать теплоту. Возможно, это будет выглядеть забавно или даже странно, зато вы не будете отвлекаться от самого главного и будете чувствовать себя комфортно.

  • Соберите рюкзак

Рюкзак нужен для удобства, так как обе руки будут свободны. Можно также использовать удобную сумку.

Я раньше почему такой злой был? — Потому что у меня сумки для пленэра приличной не было.

В рюкзак или сумку умещается большая часть необходимых принадлежностей. Не помешает также бутерброд и термос с горячим чаем 🙂

Подготовка «рабочего» места

Очень трудно на пленэре обходиться без треноги или этюдника, особенно если речь идёт про масляную живопись. Этюдник несколько громоздкий, с ним невозможно долго идти пешком, но зато в него помещается все необходимое, сразу решается вопрос с тем, куда поставить палитру. К тому же, небольшие форматы отлично помещаются внутри этюдника, и это позволяет в целости и сохранности транспортировать их. Сейчас огромный выбор усовершенствованных треног, совсем крохотных этюдников, нет трудности выбрать что-либо под свой запрос.

Если не берёте с собой стульчик, носите с собой туристический подпопник из пенки, или вырежьте себе такой из куска листа пены по размеру вашей сумочки. Они продаются в строймагазинах и стоят копейки. Рисовать конечно можно и стоя, но иногда так хочется присесть, а на земле только ледяные парапеты. Себя надо беречь.

Стоять во время пленэра нужно не на снегу, а на картонке или коврике. Это предохранит вас от проваливания, и, если что-то упадет, не придётся рыться в снегу.

Работа с натуры

К непосредственной работе с натуры тоже следует подготовиться.

  • Для зимнего периода выбирайте масляные краски, так как они не замерзают на морозе.
  • Если погода очень влажная, то я предпочитаю холст на картоне. Холст на подрамнике очень быстро начинает провисать под действием влаги и становится прежним, только после просушки в сухом помещении. Холсту на картоне нипочем перепады влажности.
    Заранее выбранный картон должен быть достаточно плотным, чтобы его не коробило при нанесении грунта. Грунтуем его в мастерской. Грунт лучше использовать быстросохнущий, акриловый. При этом его можно делать составным, соединяя белый и черный цвета. В результате получается грунтовка среднего светло-серого тона. Это дает красивый сложный холодный цвет. С таким тоном картона очень удобно работать. Он уже создает полутон для снега. Дальнейшие прописки по нему позволяют легче искать и отображать существующие в натуре как теплые, так и еще более холодные, плотные оттенки цветов.

Писать маслом нужно в тёплых перчатках, а сверху можно использовать прозрачные для покраски волос, чтобы предохранить от краски перчатки. Также можно надеть передник, чтобы не заляпать верхнюю одежду.

Для тех, кто говорит, что рисовать в перчатках неудобно, отвечаю: это дело привычки 🙂

  • Точно выбирайте время дня. Для пленэра мало подходят раннее утро и поздний вечер. В такое время быстро меняется световое и цветовое состояния. В этом случае художнику поможет только работа по памяти.
  • Лучше не располагаться в месте, где прямые лучи падают на палитру, холст и вас. Цвета на солнце очень засвечены, и вы удивитесь тому, что нарисовали, посмотрев на картину дома – скорее всего, она будет гораздо темнее. В солнечный день лучше всего рисовать в тени.
  • Будьте готовы к проявлению интереса окружающих. Прохожих, желающих посмотреть, что это вы рисуете, не избежать, если только вы не находитесь на пленэре в глухом лесу. Зрители бывают разные и настроение у художника тоже. Если не хотите, чтобы вас беспокоили, наденьте большие наушники и погрузитесь в работу. С другой стороны, можно положить визитки в карман, давая их интересующимся. Кто знает, может среди них есть покупатель вашей картины?

Какие материалы не следует использовать на зимнем пленэре

  • Водяная тушь — замерзает; можно заменить на спиртовую. Если используете линеры (нынче модный материал), то также только на спиртовой основе, иначе замерзнут.
  • Акварель — покрывается ледяной коркой при нанесении на лист.

Любые водяные краски не совсем подходят для зимнего пленэра. А писать с использованием горячей воды чревато температурным перепадам, которые существенно изменяют звучность краски при высыхании. Принеся такую работу домой и полностью высушив её вы расстроитесь из-за того, что работа «пожухла» или поменяла свой тон и колорит.

  • Тонкая бумага и скетчбуки с ней для скетчев и рисунков карандашом лучше заменить на картон.

Рисование на пленэре положительно отражается на творческой жизни художника. Это всегда обогащает, дарит новые взгляды на живопись, открывает новые технические приёмы, да и просто раскрепощает художника, привнося уверенность в студийные работы. Даже потом, рисуя в мастерской, эта свежесть пленэрной живописи переносится на другие картины, делая их более живыми и атмосферными.

Работа на пленэре здорово тренирует память художника, так как многие объекты и состояния быстро меняются и их необходимо воспроизводить в процессе рисования из своих воспоминаний. Также пленэр — неплохое средство для эмоциональной разгрузки и отдыха, а зимний пленэр — ещё и проверка на прочность 🙂 Я регулярно выбираюсь на зимние пленэры, чтобы порисовать этюды. Приглашаю с собой и вас! 🙂

Присоединяйся к рисующим людям!

Делюсь свежими новостями и закулисной жизнью мастерской в соц. сетях. Подписывайтесь!